Главная Софи Марсо не видит жизнь в чёрном свете Статьи
Хотя она и играет Анну Каренину с горячностью, которая так
подходит для героини этого романа Толстого, Софи Марсо остается, тем не менее,
благоразумной женщиной. Именно с таких позиций мы обсуждали с ней вопросы
свободы и имиджа актрисы, написания книг, постановки фильмов, живописи, Жюльена
Клерка и черного цвета...
Можно думать что угодно о "маленькой
Софи", но следует признать, что она не воображает из себя. Семнадцать лет
неугасающей популярности, карьера, которая давно перешагнула границы ее родной
страны, известнейшие партнеры в кино, спутник жизни, который является
советником по культуре президента Польши, а когда он этого захочет, еще и
гениальным артистом, Япония у ее ног и приличное состояние, для того чтобы
обеспечить будущее Венсана, которому в июле исполнится 2 года, и его детей.
Однако, Софи совершенно одна едет на поезде в Брюссель для поддержки своего
нового фильма "Анна Каренина" постановщика Бернара Роуза. В то время
как другие, даже еще более молодые и куда менее знаменитые, и помыслить уже не
могут о том, чтобы отправиться куда-либо без лимузина, без армии пресс-атташе,
агентов, своего парикмахера, своей маникюрщицы и всех "дорогих"
друзей. Софи рассудительна.
- Анна Каренина поддалась страсти и дорого
заплатила за это. Вы считаете, что она должна была прислушаться к голосу
разума?
- Да! По моему мнению, она поступила бы
лучше, тогда бы она не дошла до того, что произошло. Как бы там ни было,
бросившись под поезд в конце, она нашла собственную возможность покончить с
этим. Я не хочу приукрашивать такую трагическую вещь, как самоубийство, но это
был ее последний выбор. Свобода - наши друзья кюре опять укоризненно закачают
головами от этих моих слов, - сделать последний выбор, которая принадлежит
человеку.
- Значит, разум все-таки одержал верх?
- Да, ее разум, который не обязательно
совпадает с соображениями морали. Будто бы после долгого разговора с собой она
вдруг поняла, как можно развязать этот узел. Это единственное, что вернуло ей
какое-то достоинство. Не то, чтобы женщина, нарушившая супружескую верность,
заслуживала порицания - каждый сам распоряжается своей жизнью,- но Анна не
переносила этого. Есть люди, которые совершат преступления и не испытывают
потом никаких угрызений совести, а есть такие, кто всю жизнь будет мучаться
оттого, что стащил пять франков со стола. Анна чувствует на своих плечах груз,
который она не в силах нести. Так что выбор, который делаешь в жизни, всегда
неизбежен, это словно клеймо на лбу. Если подумать, то для меня это
единственный способ защитить эту роль.
- В газетных статьях говориться, что у вас
много общего с Анной...
- Да ничего там нет особенного.
"Размышления Софи Марсо об Анне Карениной", как же... В общем, у меня
много общего с Анной, но в то же время я совершенно другая. Персонаж, который
предается такому самоанализу, испытывает столько эмоций, что, неизбежно, любой
человек может увидеть что-то общее с ним. Мы все вскормлены на Добре и Зле,
искушениях, ревности, страхе, нам бывает жарко и холодно, мы все так похожи.
Так что это можно понять.
- Анна одевается в черное, тот цвет, в котором, как вы говорите,
"есть что-то тревожное и хрупкое". Сегодня молодежь носит черное как
униформу...
- Потому что они очень неуверенны в себе,
они хотели бы исчезнуть. Черное надеваешь, когда ты неуверен в себе, когда у
тебя несколько лишних килограммов, это легко; и потом, это еще и красиво. Но в
30 лет черный цвет имеет уже другое значение, чем в 20 лет. Если я сейчас я
надеваю что-то черное, то я делаю это сознательно, я выбираю его. А в 20 лет
это просто униформа, человек не выбирает, он еще недостаточно разобрался в
себе. Это нельзя сказать так, что "мы все одинаковы и печальны", но,
скорее, что человек еще не очень хорошо знает, кто он, и для него бывает легче
выбрать цвет, который не вызывает проблем. Подростки просто выставляют себя,
они носят эти безрукавки с надписью "Я мятежник", "Я люблю
цветы" или "Love and peace". А потом, в 30 лет уже нет
необходимости выставлять себя напоказ, но нельзя и совсем скрывать себя, потому
что ты уже лучше разобрался в себе. Черный цвет, это интересно...
- Среди устоявшихся штампов есть такие, как
"Сандрин Боннер хочет стать популярной актрисой (потому что она снимается
на телевидении), а Софи Марсо - это интеллектуальная актриса". Это вас
раздражает?
- Вовсе нет, но эти слова не соответствуют
действительности, все не совсем так. Я не мыслительница, я актриса. Мыслитель,
интеллектуал - это тот, кто живет плодами своего интеллекта, кто работает в
правительстве, кто принимает законы, кто живет своей мыслью. Можно быть
человеком с интеллектом, но не быть интеллектуальной актрисой. Конечно,
актерская профессия заставляет размышлять, но это скорее физическая,
эмоциональная работа, как у танцора, певца, акробата, рассказчика басен -
такими были актеры в 17 веке. Мы из тех людей, которые сначала чувствуют, а
потом пишут. А вот интеллектуалы сначала думают, а потом пишут.
- Кажется, ваш имидж не особенно волнует
вас?
- Совершенно не волнует.
- И, однако, представление о вас у людей гораздо
привлекательнее, чем о многих других актрисах. Жюльен Клерк даже воспевал ваши
красивые и естественные формы...
- Я не люблю, когда говорят об этой песне.
По какому праву он говорит о моих грудях, да он просто безумец! Мне следовало
бы подать на него в суд, но кто захочет связываться с ним в суде? Это Жужу, он
такой классный, его все любят, вот и все. А потом, я говорю себе: "Нет, но
какое нахальство!" Не очень-то это почтительно. О грудях женщины можно
говорить в интимной, даже очень интимной обстановке. Можно говорить об улыбке,
о глазах, о трудности материнства, но о ее грудях, это интимно, это сексуально!
Я скажу ему, я ему напишу.
- Это все оттого, что люди полагают, будто у
знаменитостей, у популярных людей нет личной жизни?
- Да, это так... Я сегодня защищаю то, что я
больше всего осуждаю в то же самое время, но если закрывать глаза на все эти
"мелочи", то ведь так можно и Национальный Фронт оправдать (крайне
правая партия во Франции, придерживающаяся националистических взглядов. Руководитель
- Жан Мари Ле Пен)? Чуть-чуть, потом еще немного...
Так что мне следовало бы отреагировать, не оставлять так эту
"мелочь".
Если у вас блюзовое настроение, сходите в музей современных
искусств, и все будет рок-н-ролл!
- А с Герленом вы обсуждали
свой имидж?
- Нет. Сначала я захотела узнать запах
духов, он мне понравился, это был такой цветочный запах. Они мне сказали:
"Вы пройдете по Елисейским полям", вот и все. Я могла
"играть", как хотела. Мы вместе выбрали платье. Что может быть проще
простого черного (!) платья с открытыми плечами? В последний момент мы добавили
мужской плащ. Это очень красивый, очень свободный аксессуар, потому что он был
мне больше по размеру.
В своем "очень свободном" плаще
Софи Марсо не только играет комедию. Она осуществила интересную постановку
короткометражного фильма "Рассвет наизнанку", написала очень хорошую
книгу ("Лгунья"), и оба этих проекта были автобиографичны, потом она
успешно попробовала себя в театре. И, наконец, она рисует.
- Поправьте меня, если я ошибаюсь. Вы
написали книгу, чтобы выйти за рамки актерской профессии?
- Мне нужно было это, чтобы рассказать о
том, что я не могу выразить как актриса. Литература - это самый свободный вид
искусства, там возможно все. Можно быть субъективным, объективным, можно даже
взглянуть на все глазами мухи. Как актриса я все-таки достаточно ограничена в
возможностях, хотя человеческая природа очень разнообразна. А когда пишешь
книгу, то просто испытываешь головокружение.
- Театр вас пугает?
- Нет. Я не знаю почему. Это нужно, чтобы
выйти на сцену, в конце концов, это единственный хороший момент. И потом, это
интересно.
- Вы поставили фильм, чтобы попробовать свои
силы и чтобы доказать что-то?
- Совершенно верно, чтобы отвечать за
"все", съемку в движении, черточку под глазом у актрисы, сценическое
чутье. Через все это ты можешь показать, по крайней мере, свою веру, свою истинную
энергию. Чтобы поставить фильм, нужно быть предприимчивым, уметь быстро
проявлять интерес ко всему, одновременно и громко. Это значит набрать команду
на свой корабль и заставить их поверить, что вы плывете к острову, которого на
самом деле не существует, и чтобы все в это поверили. Это значить изменять мир,
это потрясающе.
- А живопись - это ваш тайный сад?
- Да... Там тоже дух неограничен, но
ограничены средства. Ты все время в поиске. Отсюда родилось абстрактное
искусство: исказить все, чтобы раздвинуть рамки. Странно, но слова и цифры,
которые очень структурированы, позволяют пойти дальше, чем чистая техника. Да,
действительно, живопись - это мой маленький тайный сад. Я чувствую себя дома,
всякие принадлежности лежат в беспорядке, так приятно. Современное искусство
дает мне колоссальный заряд энергии! Если у вас меланхоличное, блюзовое
настроение, вы идете в музей современного искусства, и когда вы выходите
оттуда, то чувствуете себя... да! свободной, это рок-н-ролл!
Беатрис Демоль